Влияние чтения на речь ребенка

Развитие речи ребенка просто невозможно представить себе без книг. Как с самого раннего возраста привить ребенку интерес к чтению, вырастить увлеченного и заинтересованного читателя? Этот вопрос волнует каждого современного родителя. Ситуация с детской литературой меняется на глазах, и собственный жизненный опыт уже не всегда может помочь и подсказать ответы на все вопросы.

Помимо телевидения, которое в последнее время предлагает огромный выбор телепрограмм, у книги появилось много новых конкурентов: компьютеры, Интернет, игровые приставки, различные электронные устройства и приложения к ним… Это нормальное развитие прогресса или опасные тенденции, ставящие под угрозу авторитет книги как источника знаний? Какое будущее ждет детскую литературу?  В чем состоит ответственность родителей, а в чем — авторов и из- дателей в деле воспитания маленького читателя? Какие есть способы увлечь ребенка чтением, помочь полюбить книгу? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в этой статье.

С какого возраста можно приобщать ребенка к чтению?

Уже для годовалого малыша книжка может стать значительной частью жизни. Конечно, в этом возрасте нужны не обычные книги, а специальные книжки для малышей — прочные, безопасные, с крупными картинками и короткими текстами. Естественно, не получится читать с малышом книжки по заранее намеченному плану. Но есть некоторые приемы, которые могут стимулировать желание малыша позаниматься по книжке.

Для начала необходимо, чтобы дома были детские книги в достаточном количестве — разные, но обязательно соответствующие возрасту ребенка. Лучше, если взрослые заранее познакомятся с содержанием книги — в этом случае получится лучше обыграть книжку, малышу будет интереснее, у него появится желание «прочитать» ее не один раз. Книжки должны стоять на полке в пределах досягаемости для ребенка — при желании он может взять книгу, полистать, попросить взрослого почитать. Однако, если вы заметили, что малыш грызет книги или рвет бумажные странички, лучше временно хранить их вне зоны досягаемости ребенка. И никогда не отказывайте малышу, если он просит вас почитать ему книжку! Это очень важно.

Конечно, в библиотечке малыша должны быть разные книги, только предлагать это разнообразие нужно постепенно, учитывая возраст ребенка и его индивидуальные потребности.

Условно можно представить процесс знакомства малыша с книгами и приобщения его к чтению в виде нескольких этапов:

  • Книжки-игрушки — это книги для самых маленьких. Они могут быть выполнены из разнообразных материалов: из плотного картона с закругленными краями, из ткани — такие книжки можно брать с собой в постель, из клеенки — такие книжки можно рассматривать во время купания, из цветной пены и др. Тексты в таких книжках должны быть короткие — отдельные слова или короткие фразы. Бывают первые книжки, где пока вообще нет текстов, но, конечно, такая книжка не должна оставаться «немой» — заботливые родители всегда найдут, о чем можно побеседовать с малышом (назвать картинку, вспомнить короткий стишок). Картинки в книжках-игрушках простые, крупные, с четкими контурами и чистыми цветами, легко узнаваемые. Малыш будет в восторге от разнообразных сюрпризов — это открывающиеся части странички, вставки из материалов другой фактуры,звуковые эффекты и др. Такие книжки-игрушки являются как бы переходным вариантом между игрушкой и обычной книгой. Главная цель таких книжек — заинтересовать малыша и познакомить его с форматом книги (обложка, перелистывающиеся странички).
  • Потешки и стишки, сказки для самых маленьких — это сборники текстов с картинками, подобранные специально для малышей.
  • Развивающие книжки — это книжки, основная цель которых — развить какой-либо навык у ребенка, дать ему новые знания о мире вокруг. Развивающие книжки обязательно предполагают активность самого малыша — обычно в них что-то надо раскрасить, дорисовать, наклеить, вырезать, соединить линиями, показать нужную картинку, ответить на вопросы и т.п. Развивающие книжки могут быть разными. Например, дети обожают книжки с наклейками и с удовольствием выполняют задания в них. Также родителям стоит обратить внимание на альбомы для развития творчества, в которых ребенок учится рисовать, лепить, делать аппликацию. Есть специальные книжки для развития речи, знакомства с окружающим миром, сенсорного развития и развития мелкой моторики.
  • Книги для чтения взрослыми детям — это самые разнообразные художественные произведения, но стиль их использования один: мама читает,  а малыш слушает и рассматривает картинки. В идеале содержание книги обсуждается, малыш задает вопросы, а родители объясняют и дополняют содержание книги. Использование таких книг — это не только чтение, но и общение близких с ребенком. Этот классический вид детской книги представлен самыми разнообразными вариантами на любой вкус и с самым замечательным качеством иллюстраций и полиграфии.
  • Книги для самостоятельного чтения ребенком — когда ребенок научится читать (конечно, с вашей помощью), приходит время подбирать книги для самостоятельного чтения. Поначалу это книги с короткими несложными текстами и крупным шрифтом. Но не менее важно учитывать при выборе книг предпочтения ребенка — это могут быть книги про лошадок или приключения, стихи с юмором или рассказы о животных. Подойдут и тематические детские журналы. В общем, кому что нравится!

Какие книги лучше выбирать для самых маленьких?

Старшее и среднее поколения еще помнят те времена, когда книга в нашей стране была в дефиците. Поэтому любая новая книга радовала и высоко ценилась. В настоящее время ситуация кардинально изменилась. На рынке постоянно появляются новые форматы детских книг. Используются новые материалы, формы подачи информации, вводятся различные интерактивные элементы. Богатый выбор книг для малышей — это, безусловно, хорошо. Вот только выбирать книги стало нелегко… Как родителям сориентироваться среди огромного выбора развивающих книг для малышей? Ведь действительно нелегко самостоятельно определить, хороша ли та или иная книжка. Вот несколько путей, по которым могут пойти родители при выборе детских книг:

  • Интуитивный путь — искать то, что понравится. Очень важно, чтобы детская книжка вызывала интерес и у взрослого тоже, ведь именно ему предстоит заниматься с малышом по этой книжке.
  • Путь использования чужого опыта — можно воспользоваться советами друзей и знакомых, которым вы доверяете, они расскажут, какие книжки оказались для их детей наиболее эффективными и интересными. Также можно воспользоваться советами экспертов, которые легко найти в журналах для родителей, в Интернете.
  • Путь самостоятельного анализа и поиска — требует наибольшего количество труда, времени и наиболее глубокого погружения в тему. Однако это очень интересный путь, и подходит он для самых ответственных родителей.

Чему же необходимо уделять больше внимания при покупке — оформлению, личности автора, содержанию? При покупке книги для ребенка имеет значение все! Обратите внимание на материал, из которого книга изготовлена, — книжка должна быть безопасной для малыша, на качество иллюстраций и текстов, на формат и макет — малышу должно быть удобно книжкой пользоваться. Конечно, большое значение имеет личность автора — это должен быть добрый, светлый и талантливый человек, которому есть что сказать и который умеет говорить на языке, понятном детям.

Огромное значение имеет и содержание книги — она должна знакомить ребенка с миром вокруг, но исключать страшные или неестественные сюжеты, уродливые картинки.

Особое внимание следует обращать на шрифт — он должен быть простым и крупным. И не стремитесь к тому, чтобы книжка была обязательно развивающей или оригинальной, —в этом возрасте все для ребенка является новым и неизведанным.

Как использовать чтение для развития речи для детей

Если мы хотим, чтобы ребенок вырос самостоятельной и самодостаточной личностью, умел трезво оценивать мир вокруг и относиться к нему осознанно, чтение необходимо, поскольку при помощи книг ребенок может самостоятельно получать богатые и разнообразные сведения об окружающем мире.

Умение читать развивает самостоятельность малыша: ребенок может читать книги и выполнять задания в развивающих книжках без помощи и постоянного присутствия взрослых. Важно помнить также, что чтение книг — это залог грамотности маленького человека: правила написания многих слов и выражений ребенок спонтанно (неосознанно) воспринимает и запоминает во время чтения (в этом случае задействованы механизмы зрительного восприятия и запоминания).

Обильная видеоинформация больше направлена на развлечение, но не на обучение, а чтобы учиться, без умения читать не обойтись — чтение необходимо и при использовании обучающих компьютерных программ, и при поиске нужной информации в Интернете.

Помимо этого, чтение сложных текстов необходимо для развития мышления, сознания и души ребенка — именно  неадаптированных текстов во всей их сложности, а не «упрощенных» вариантов, которые помогают скоротать время, но не оставляют ни в голове, ни в душе никакого значимого следа, чтение также развивает воображение ребенка —читая, он строит внутри себя целые миры.

И в конце концов, читающий ребенок получает возможность испытывать ни с чем не сравнимое удовольствие от чтения интересных книг.

Можно говорить о том, что чтение книг не просто влияет на формирующееся сознание ребенка, а формирует его. И очень хочется надеяться, что перечисленные плюсы чтения если и не переубедят сомневающихся, то хотя бы заставят их задуматься об этом. Никто не запрещает пользоваться разными источниками информации, но у человека всегда должен быть выбор. И у родителей тоже есть выбор: хотят они приобщить своего ребенка к чтению и приложить для этого определенные усилия, или же не считают данный вопрос актуальным.

Влияние чтения на речь ребенка

Многие родители с нетерпением ждут момента, когда же их ребенок научится читать. Помимо осознания несомненной пользы этого важного навыка для развития и обучения ребенка есть надежда, что чтение займет малыша, а родителям освободит драгоценное время. Однако такие надежды оправдываются нечасто: ребенок не испытывает по поводу самостоятельного чтения особого энтузиазма, отказывается читать самостоятельно и по-прежнему просит почитать ему вслух.

Дело в том, что умение читать и любовь к чтению — разные вещи. Современные дети учатся читать раньше своих родителей, но книг читают меньше. И многие делают это по принуждению… А ведь для развития человека очень важно, что он читает в детстве, и огромную роль в этом играет семья!

Чтобы ребенок стал настоящим читателем, он должен видеть перед собой пример значимых взрослых.

Несмотря на то что современным родителям остается так мало времени на чтение, надо читать самим и как можно больше читать ребенку, ведь любовь к чтению начинается со слушания. Главное в дошкольном возрасте — чтобы ребенок получал от чтения удовольствие! Если вы будете ему читать, а он слушать, это избавит его от напряжения во время чтения.

Если вы будете ему читать книжки с понятным ему увлекательным сюжетом, ему будет по-настоящему интересно. Вообще, к подбору книг для чтения нужно подойти серьезно и осознанно — надо составить своеобразную индивидуальную программу чтения для ребенка, учитывая как критерий полезности и разнообразия произведений, так и предпочтения ребенка.

Именно таким образом я старательно прививала любовь к чтению своей дочери. После того как дочь научилась читать и навык чтения немного закрепился на материале лучших развивающих книг по обучению чтению, наступил период затишья. Она не стремилась читать, я же не заставляла ее читать насильно, не устанавливала «норм чтения» — две строчки, абзац, страничку и т.п. Я просто продолжала дарить ей новые книги, самые лучшие, какие могла найти, а потом мы вместе эти книги читали — и книга стала для нее действительно «лучшим подарком», она стала ценителем книг.

В какой-то момент при выборе книг я стала учитывать предпочтения ребенка: нравятся животные — ищу книги про животных, интересуется профессиями — ищу книги о профессиях людей, обожает лошадок — покупаю книги и журналы о лошадях и т.д. Каждый день мы находили время, садились рядышком и читали (я — читаю вслух, она — слушает и рассматривает картинки), а затем обсуждали прочитанное.

При этом любую детскую книгу дочка могла легко достать с полки, и она любила доставать их, раскладывать вокруг себя на полу, листать, рассматривать картинки и понемногу читать. И однажды сам собой наступил момент, когда она стала выбирать книгу, садиться и читать. А иногда мы стали меняться ролями — теперь дочка читала, а я слушала. Сейчас она ходит в 1-й класс, и я вижу, что она по-настоящему любит книги. А чтобы поддерживать в ней эту любовь, мы продолжаем наши семейные чтения.

Выводы

Действительно, роль книги в современном мире меняется: если раньше книга была основным источником знаний и опыта, накопленного человечеством, то теперь у нее появились серьезные «конкуренты» — телевидение, компьютер, Интернет. В детской сфере «конкуренты» представлены в виде разнообразных интерактивных пособий — это детские компьютеры, говорящие книги, интерактивные плакаты и другие электронные игрушки, играя с которыми дети могут просто нажимать на кнопки…

В связи с таким развитием прогресса в представлении многих людей значение книги в жизни человека обесценивается. Статистика в европейских странах неутешительна: сейчас есть семьи, у которых в доме нет ни одной художественной книги. В нашей стране такой статистики нет, но известное утверждение о том, что «наша страна — самая читающая страна в мире», уже давно вызывает большие сомнения.

Об изменении роли книги в обществе свидетельствуют и тенденции на мировом книжном рынке. Издатели ломают голову над тем, как привлечь детей и их родителей к чтению, в результате их усилий на полках магазинов появляется огромное количество новых книг — качественно иллюстрированных, оригинально сконструированных, выполненных из самых лучших материалов.

К счастью, по-прежнему многие остаются любителями и ценителями книг и прививают эту любовь своим детям. В наших с вами силах любить и ценить книгу на уровне своей семьи, невзирая на мировые тенденции. И тут огромную роль играет сила личного примера: для ребенка важно видеть, что близкие читают и получают от этого удовольствие, бережно относятся к книге как к хранительнице мудрости. Есть ли у вас дома большой книжный шкаф? Позволяете ли вы ребенку иногда открыть его, достать и полистать разные книги, рассматривая иллюстрации в них? Не стоит забывать и об общественных библиотеках.

Начиная с 4–5 лет можно записать ребенка в детскую библиотеку и дать малышу возможность выбора — пусть он возьмет домой понравившуюся книжку. Время от времени заглядывайте вместе с ребенком в книжный магазин. Поверьте, малыш будет очень рад возможности выбрать и купить новую книгу!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: