Тема раннего развития в настоящее время очень популярна. Тем не менее, далеко не все знают, что же подразумевает под собой раннее развитие и путают его с ранним обучением. Чтобы не осталось недомолвок, ответим на некоторые наиболее распространенные вопросы молодых родителей по данной теме.
ОТВЕТ: В отечественной детской психологии принята следующая возрастная классификация:
- до 1 года — период младенчества;
- от 1 года до 3 лет — ранний возраст;
- от 3 лет до 7 лет (до поступления в школу) — дошкольный возраст.
Термин «раннее развитие» применим для возраста от 1 до 3 лет, то есть до поступления ребенка в детский сад. Период младенчества — до 1 года — сюда не входит, так как младенец психологически и физиологически значительно отличается от ребенка раннего возраста, а на первом месте в его развитии находится эмоционально-личностное общение с мамой.
ВОПРОС: Что такое раннее развитие детей?
ОТВЕТ: Еще несколько десятилетий назад в нашей стране была обычна такая ситуация: малыша до поры до времени «просто любили», не считая нужным с ним специально заниматься. Не было соответствующих развивающих пособий —книг, игрушек, игр, педагогов не обучали специфике занятий с самыми маленькими. А уже с момента поступления в детский сад с ребенком начинались регулярные занятия. Однако педагогическая и психологическая наука не стояла на месте, к тому же в определенный момент истории нашей страны стал более доступен опыт западных стран в этой области.
В настоящее время прогрессивные специалисты и родители малышей 1–3 лет сходятся во мнении, что чем раньше начать всесторонние занятия с ребенком, тем успешнее и быстрее он будет развиваться. Можно говорить о том, что, создавая развивающую среду для малыша, мы даем ему шанс реализовать потенциал, данный ему от рождения!
Таким образом, «ранее развитие» — это термин, означающий занятия с детьми до 3 лет. Сегодня существуют замечательные методики, игрушки, книжки, которые актуальны именно в этом возрасте. Это вовсе не означает, что надо постоянно заниматься — лучше, когда все в меру и у малыша есть время и для занятий, и для свободной деятельности, и, конечно, для общения с близкими.

ВОПРОС: У меня маленький ребенок. Я хочу водить его в группу раннего развития, но бабушка против.
Она считает, что малыш еще не готов к обучению. Пусть, дескать, у него будет счастливое детство.
Аргументирует это тем, что мы выросли без специальных занятий для малышей — и ничего, все равно стали умными и продвинутыми. Как же все-таки поступить?
ОТВЕТ: К сожалению, говоря о раннем развитии, многие путают его с ранним обучением — в этом случае взрослые стремятся уже в раннем возрасте познакомить малыша с буквами и цифрами, научить читать и считать, начать изучение иностранного языка и т.п.
Раннее развитие — это организация систематических занятий с малышом 1–3 лет по разным направлениям развития, при этом содержание материала и сама структура занятия должны соответствовать психологическим особенностям раннего возраста. Занимаясь с самыми маленькими, основное внимание следует уделять сенсорному развитию, развитию речи, знакомству с окружающим миром, развитию движений и мелкой моторики.
Конечно, в этом возрасте вполне можно обойтись без букв и цифр. Основы математики и родного языка можно дать в форме, понятной детишкам именно этого возраста, доступной для их восприятия. Если же применять на занятиях с малышами методики, разработанные для следующей возрастной группы — детей дошкольного возраста, — слишком сложные и непонятные задания могут отбить у малыша желание заниматься.
Тем не менее многие родители настойчиво просят педагогов заниматься с их малышом именно знакомством со знаковыми системами (буквы и цифры), некоторые озабочены изучением иностранного языка. Во многих коммерческих центрах развития идут навстречу, вкрапляя эту информацию в комплексные занятия, в которых чередуются задания по разным направлениям развития. Обычно такие родители искренне верят в то, что это поможет ребенку «получить блестящее образование» и быть успешным и конкурентоспособным в будущем. По-моему, это иллюзии. Именно адекватные возрасту занятия не просто натаскивают ребенка, а по-настоящему развивают все стороны его личности.

ВОПРОС: Для чего нужно раннее развитие и обязательно ли оно?
Мы живем в деревне, у нас тут нет специалистов для малышей. Но в Интернете много пишут о том, что с малышом надо заниматься еще до поступления в детский сад. Можно ли обойтись без занятий по раннему развитию. Если нет, то как нам быть?
ОТВЕТ: Заниматься с малышом вы вполне можете самостоятельно. Закажите в интернет-магазине подходящие книги, игры и игрушки — вам пришлют их по почте. Описание методики занятий с малышами можно найти в специальной литературе или на специализированных сайтах в Интернете.
Разумеется, дети развиваются и без специальных занятий. Однако темпы развития, конечно, будут различаться. Если перед вами окажутся два малыша
одного возраста, из которых с одним занимались, а с другим нет, — поверьте, вы почувствуете разницу. Кроме этого, системные занятия обеспечивают всестороннее развитие малыша. Да и вообще, лишать его той радости, которую он испытывает от познания нового и интересного, не стоит.
Поэтому советую всем организовать занятия по раннему развитию для своих малышей — кто может себе позволить, водите в специальную группу раннего развития, у кого нет такой возможности — проводите занятия своими силами.
ВОПРОС: Можно ли с малышом 1,5–2 лет заниматься творческими видами деятельности — рисованием, лепкой, аппликацией?
Мы пробовали, но пока не получается. Кажется, дочка еще не готова к этому. Может, мы что-то
не так делаем?
ОТВЕТ: Одним из важных направлений развития малыша является творчество. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией — это первый шаг в мир творчества для ребенка, они будят его фантазию, учат быть любознательным, развивают креативность (творческое начало личности). Все эти качества становятся особенно важными в наше время.
Существуют современные прогрессивные методики, которые позволяют организовать занятия с малышами самым эффективным образом. Специально разработанные для малышей методики рисования, лепки, аппликации помогают получить яркий результат буквально за считанные минуты! Несложные приемы ребенок осваивает быстро и без особого труда. Главная задача взрослого — заинтересовать малыша.
Сейчас в продаже есть специальные альбомы и книжки, в которых все описано просто и доступно, можно начинать заниматься без специальной подготовки прямо на страницах книжки (иногда странички в такой книжке могут быть многоразовыми).

ВОПРОС: Как лучше организовать занятия с малышами 1–3 лет? Какие тонкости и нюансы?
ОТВЕТ: Конечно, не все знают, как организовать развивающие занятия с малышами. Если попробовали и не получилось, часто откладывают занятия до достижения ребенком дошкольного возраста (от 3 лет)… Ведь если предложить ребенку не соответствующее возрастным возможностям задание, а также предъявлять завышенный уровень требований к его выполнению, то у малыша просто нет шанса справиться с ним. В результате ребенок теряет интерес к продолжению деятельности, а взрослые делают вывод, что ребенку такие занятия не нравятся или он еще не готов к ним.
Однако при адекватном подборе заданий появляются большие возможности
для развития ребенка, и сам малыш с радостью и энтузиазмом включается в такое занятие. Поэтому стоит немного подучиться — прежде всего понять психологические и физиологические особенности этого возраста, которые следует учитывать при подготовке занятий. Недостатка в специальной литературе, где можно найти такую информацию, в настоящее время нет. При этом не стоит «придумывать велосипед» и искать собственные пути развития ребенка. На помощь современным занятым родителям приходят описанные специалистами методики занятий с малышами — в виде книг и различных развивающих пособий.