Пассивный словарь— это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи по причине отставания в речевом развитии. В процессе занятий по развитию понимания речи основной задачей является накопление словарного запаса малыша.
Пассивный словарь ребенка включает в себя:
- слова-предметы (существительные),
- слова-действия (глаголы),
- слова-определения (прилагательные и наречия).
Для запоминания малышу предлагаются только те слова, которые
обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми
он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем может действовать, что чувствует. На начальном этапе работы с неговорящим ребенком не рекомендуется перегружать его пассивный словарь словами с отвлеченным значением или обобщающими словами.
Дальнейшее развитие словаря подразумевает усвоение словарного запаса по основным темам ознакомления с окружающим миром: игрушки, одежда, обувь, мебель, дом и квартира, животные, птицы, насекомые, деревья, цветы, овощи и фрукты, город и деревня, времена года и т.д.

Помимо знакомства со словами и их значениями необходимо проводить работу по знакомству детей с различными сочетаниями слов — фразами. И слова, и фразы поначалу усваиваются в контексте конкретной ситуации: ребенок видит предмет — взрослый называет его, ребенок совершает действие — взрослый обозначает его глаголом, взрослый ведет ребенка в ванную комнату и говорит:
«Будем мыть руки», в прихожей говорит: «Давай одеваться на прогулку» и т.п.
В дальнейшем смысловой контекст постепенно переходит из непосредственной практической области в более опосредованную область речи: например, взрослый предлагает найти и принести мишку, хотя его нет в поле зрения ребенка, предлагает попрыгать, не показывая нужного действия, говорит: «Возьми йогурт», хотя ребенок находится далеко от кухни и холодильника и т.д.
Развитие словаря детей дошкольного возраста
РАБОТА по расширению у малышей 1–3 лет пассивного словаря и развитию понимания речи ведется постоянно как в ходе режимных моментов и бытовых ситуаций, так и в ходе проведения специальных игр, которые мы описываем ниже.
Игра 1
Эту игру можно провести, когда в комнате помимо ребенка и его мамы
находится еще несколько взрослых. Один из взрослых просит малыша:
Покажи, где мама! Если малыш не понимает, что делать, взрослый показывает на маму пальцем и говорит: Вот мама! Затем взрослый снова задает тот же вопрос, побуждая малыша показать маму самостоятельно (допускается помочь ребенку, взяв его руку в свою). Таким же образом взрослый просит ребенка показать самого себя: Покажи, где Ванечка! Вот Ваня! Или взрослый просит показать на одного из близких или знакомых: Покажи, где тетя Таня!
Игра 2
В этой игре мы знакомим малыша с названиями частей тела и лица, а также их назначением. Сначала покажите и назовите малышу части его тела и лица, а затем попросите его показать их: Покажи, где у Маши щечки. Покажи, где у Маши носик. Покажи, где у тебя руки. Покажи, где у тебя ноги. и т.д. Далее можно усложнить задание, предлагая ребенку уже не название, а назначение
части лица или тела: Покажи, чем Маша кушает. Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? Чем Маша слушает? и т.д.

Игра 3
Для этой игры нужно большое зеркало. Вместе с малышом рассмотрите
его отражение в зеркале: части лица, тела, предметы одежды: Кто там? Это наш Ваня. Покажи, где у тебя голова. А где волосы? Покажи пальчики.
А где у тебя платочек лежит? Вот он в кармане. А где у Вани штанишки? А маечка? Покажи, что у тебя на ногах. Это тапочки. и т.д. Далее можно попросить ребенка изобразить перед зеркалом различные движения и действия: Покажи, как ты посылаешь воздушный поцелуй. Помаши руками. Покажи, как ты танцуешь. Покажи, как зайчик прыгает. и т.д.
Игра 4
Походите с малышом по квартире, покажите и назовите разные предметы мебели. Затем попросите ребенка найти и показать мебель: Где стол? Где стул — покажи! Где кроватка? А где диван? и т.д. Можно изменить задание, предлагая показывать мебель не по названию, а по ее назначению: Покажи,
на чем ты будешь спать? А на чем будешь рисовать? На чем ты сидишь? А где одежда лежит? и т.д. Если ребенок правильно находит и показывает предмет, похвалите его и назовите этот предмет мебели: Правильно, это стол. За столом будем кушать. А это шкаф — там лежит одежда. и т.д.

Игра 5
В этой игре мы учим малыша ориентироваться в помещении (квартире), понимать названия комнат и их назначение. Для игры понадобится кукла или другая игрушка. Предложите малышу поиграть в «гости»: Вот к нам в гости пришла матрешка. Давай покажем матрешке нашу квартиру. Покажи, где кухня. А где гостиная? Покажи, где детская. Теперь отведи куклу в ванную комнату? Пойдем в прихожую? А где туалет? Матрешка спрашивает, где кладовка.
Покажи! В следующий раз в ходе игры можно называть назначение помещений в квартире: Покажи, где ты одеваешься на прогулку? А где ты моешься? Где ты играешь? А в какой комнате мама с папой спят? и т.д.
Игра 6
Для игры понадобятся разные игрушки: мишка, зайчик, машинка, мячик,
кукла, ведерко и др. Перед началом игры разложите игрушки в разных
местах комнаты — на стуле, под столом, на полке, на полу и в других местах. Игрушки должны быть хорошо видны. Предложите малышу поиграть: Вот к нам пришла кукла Маша. Она плачет. Знаешь, почему кукла Маша плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давай поможем Маше найти игрушки. Ваня, найди мишку. Молодец, Ванечка, нашел мишку! Смотри, как Маша радуется. А теперь найди, пожалуйста, мячик. Не можешь найти? Посмотри внизу, на полу. и т.д.
В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек. Количество игрушек или картинок в игре постепенно увеличивайте. Со временем можно давать ребенку задание найти и принести сразу две игрушки (картинки).