Дошкольное развитие ребенка: деятельность детей

Уклад жизни в семье, взаимоотношения между взрослыми, вся обстановка решающим образом влияет на детей.

«Нигде,— пишет отец русской физиологии И. М. Сеченов,— зависимость психического содержания от окружающей обстановки не отражается с такой поразительной ясностью, как на детях, и зависимость длится не дни, а годы».

Воспитание детей — это ежечасное и ежеминутное занятие, в котором участвуют в основном два человека: отец и мать. Вместе они несут ответственность за то, каким вырастет их ребенок.

Два условия уже с самых ранних лет необходимы для того, чтобы энергия ребенка и его нервная система укреплялись: спокойная жизнерадостность и чувство уверенности. Эти условия зависят от характера окружающей обстановки и социальной среды.

Что такое воспитание в семье? Беседы, наставления? Нет, нет и еще раз нет. Воспитание ребенка в семье — это образ жизни всей семьи в целом, взаимоотношения между членами семьи и прежде всего — между родителями.

Трудно, пожалуй, найти родителя, который бы не замечал в детях стремления подражать. Вся жизнь ребенка — с первого шага — это стремление быть похожим на взрослых и прежде всего на тех, кто всегда рядом,— папу и маму.

Если вы ожидаете ребенка, не о вышитых распашонках и ультрасовременных колясках должна быть первая ваша забота, а о том, какими будете вы родителями. Чему научите, к чему привьете любовь, какие песни споете, какие сказки расскажете? Сумеете ли научить удивляться морозному узору на зимнем стекле, распускающейся почке? Сумеете ли научить жалеть бродячего котенка и чувствовать боль сломанной веточки?

Основой всякой системы воспитания должна быть любовь. «Любовь — творец всего хорошего, возвышенного, сильного, теплого и светлого. Детвора не знает и не понимает, что хорошо и что плохо, надо ее учить. У нее нет еще сильной воли, и надо ей прощать и не сердиться на нее. Мало только сказать: делай так, а этого не делай, наказать, когда не слушается.

Тогда лишь боль и страх являются совестью ребенка, и он не сумеет в жизни отличать добро от зла… Ребенок, … чувствуя любовь родителей… постарается слушаться их, чтобы не огорчать, и если он провинится благодаря своей подвижности, своей детской живости, то сам будет жалеть об этом…»

Эти слова принадлежат Ф. Э. Дзержинскому.

Большое значение для всестороннего развития ребенка имеет общение со взрослыми. Сначала это мать, отец, затем товарищ по играм, друг, коллектив и, наконец, общество. С возрастом усложняется и содержание этого общения. Если маленькому ребенку, например, достаточно ласкового любовного отношения, ухода за ним, то потом появляется необходимость, чтобы взрослый принимал участие в его играх и делах. При этом на первый план выдвигается острая потребность в уважении к себе, к своим интересам. К концу дошкольного возраста возникает потребность во взаимопонимании со взрослыми и его сопереживание.

Уважение к ребенку в семье, родительское тепло и доброжелательность воспитывают в нем благодарность, нежность и признательность на всю жизнь.

К сожалению, взрослые в сутолоке домашних дел и забот не всегда обращают внимание на то, что рядом растет человек! Хотя еще маленький, но уже человек! Папе обязательно нужно почитать газеты, посмотреть этот матч по телевизору или подготовиться к завтрашнему собранию, а маме — простирнуть,  сварить, сшить — да мало ли дома работы!

И получается так, что все отмахиваются от вопросов малыша («позже», «потом», «иди поиграй»), от его просьб помочь в игре, рисовании, лепке, мало разговаривают с ребенком. И недостаточное общение со взрослыми в семье уменьшает и даже глушит потребность в общении. А в результате задерживается развитие ребенка, чахнет его привязанность… Как горько почувствовать это родителям позже.

Именно в семье начинают формироваться те качества, чувства, привычки и навыки общественного поведения, от которых зависит, каким вырастет человек. Будет ли он робким, безвольным, озлобленным или духовно богатым, физически красивым, высоконравственным и добрым.

Что влияет на деятельность ребенка дошкольного возраста?

Воспитывать вашего ребенка будут: и ваш дом — пусть скромно обставленный, но аккуратный и чистый; и яркая чашка, из которой малыш будет пить молоко; и ваше уважительное отношение к его бабушке и дедушке — вашим родителям.

Каким же должен быть уклад жизни в семье? Это прежде всего нормальные, доброжелательные взаимоотношения взрослых (родителей) между собой. Родители всегда должны помнить о том, что за их действиями, словами следят внимательные и все чутко воспринимающие ребячьи глаза.

В хорошей семье ребенок воспринимает бережное отношение друг к другу отца и матери, взаимопомощь в хозяйственных делах, заботах по уходу за ребенком, о его воспитании, спокойный, приветливый тон в обращении друг с другом — без злости и раздражения, без крика. Крик — это вообще самый яркий признак отсутствия культуры человеческих отношений. Грубый, крикливый тон роняет взрослого в глазах ребенка, особенно старшего дошкольного возраста, который видит в этом беспомощность взрослого.

Разумные, любящие и наблюдательные родители убеждаются на собственном опыте, что семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание. У таких родителей требования к ребенку согласованы, едины, предусмотрены и разумны. Они посильны для их малыша, так как отец, мать знают индивидуальные особенности его и возможности данного возраста.

Очень важно не превышать требования. Как часто мы не умеем становиться на место человека, от которого требуем. Завышенные требования, непосильные для ребенка, остаются невыполненными, ребенок теряет веру в свои силы, у него гаснет радость, он чувствует свою вину (хотя не виновен). Образуется маленькая трещина в его взаимоотношениях с отцом (матерью). Слишком строгие правила, требования тяжелы не только для ребенка, но и для них самих.

Авторитет родителей

В педагогической практике нередко, к сожалению, приходится предостерегать от упрямства не детей, а родителей: «Я сказал — пусть сделает!» — далеко не самое разумное решение вопроса. Гораздо больше выиграет тот отец (та мать), который, поняв, что требует от ребенка непосильное или слишком резко с ним разговаривает, изменит тон речи и не станет настаивать, а затем вместе с ребенком обсудит, почему так получилось. Какой благодарностью и теплотой ответит на это благородство взрослого трепетное детское сердце, каким примером поведения может стать для него такой поступок отца (матери) в дальнейшей жизни!

Отсутствие согласия в родительских требованиях к ребенку, нежелание или неумение считаться с его интересами и возможностями становится иногда причиной детских неврозов.

Ребенок не рождается нервным, он становится им. Особенно, подчеркивают психологи и педагоги, это происходит при так называемом сшибе процессов торможения и возбуждения, когда за один и тот же поступок хвалят, а в другой раз наказывают — в зависимости от настроения. Или, когда отец, требует одно, а мать другое (и наоборот). В такой ситуации ребенок начинает хитрить. Он очень рано улавливает, когда, за чем и к кому обратиться, чтобы добиться своего. Поэтому в семье, где хотят вырастить физически и нравственно здорового человека, должна преобладать атмосфера дружбы и взаимопонимания.

Душевное состояние матери, ее бодрый и спокойный настрой создают ту общую атмосферу в семье, в которой нуждается ребенок, в которой хорошо всем. Папа в глазах ребенка становится примером для подражания: он тоже начинает жалеть маму, стремится по-своему ей помочь. Так закрепляется чувство нежной заботы друг о друге, и это чувство ребенок пронесет через всю свою жизнь.

Любовью, признательностью и уважением платит ребенок за внимание к нему, к его интересам и потребностям.

При всей занятости родителям и другим взрослым членам семьи надо находить время и возможность уделять внимание детям. Во время воскресного обеда или за ужином, когда вся семья собирается за общим столом, мать, отец или старший брат рассказывает о том, что было на работе (на заводе, в учреждении), в школе. Такие разговоры расширяют познания малыша, помогают ему понять, что за пределами их дома есть большой и интересный мир, пробуждают добрые чувства к тем людям, которые создают много доброго и нужного для всех. Как любят дети такие рассказы!

Ребенку хочется тоже сделать для своих родных что-нибудь приятное: он несет папе и маме тапки, очки, газету. Ребенок постарше помогает убрать посуду, приготовить ужин, полить цветы… Так легко и просто можно и нужно заражать ребенка желанием помогать, возбуждать и поддерживать его интерес к окружающему миру, к людям труда, воспитывать уважение к ним и потребность делать для них добро.

Внимание к интересам ребенка

Большинство детей посещают детский сад. Там они рисуют,  лепят, считают, играют и т. д.  Очень важно, чтобы взрослые (воспитатели) проявляли интерес к их делам, разделяли их заботы. Каждому ребенку хочется хорошо нарисовать, сделать удачную аппликацию, интересную постройку — они любят активно действовать и только так они развиваются.

Взрослый (воспитатель, отец, мать) дает оценку рисунку, построенному из кубиков домику, вылепленному из пластилина яблоку и т. п. и тем самым принимает участие в делах ребенка. Как правило, такая оценка — положительная. Важно осторожно поддержать первые пробы малыша в творчестве, первые его самостоятельные шаги. Похвала взрослого воодушевляет, поощряет, ребенку хочется делать еще лучше.

Родители многое могут сделать для формирования личности ребенка. Например, не обязательно отцу быть музыкантом, чтобы привить сыну любовь к музыке и желание играть на каком-либо музыкальном инструменте. Достаточно только проявлять интерес к музыке и любить ее, иногда вместе спеть песенку, послушать детскую пластинку, обратить его внимание на поющих и играющих на музыкальном инструменте детей, на красивую мелодию.

Замечено, что к музыке более неравнодушны те дети, которых с самого раннего возраста учили слушать звуки: как чирикает воробышек, мяукает кошка, поет птичка…

Когда говорят, что у него было счастливое детство, возникает образ уютного домашнего вечера и тихий голос матери или отца, читающих вслух книгу. Счастливое детство — это опять- таки не деликатесы на обед, не сверхмодные комбинезончики на молниях. Счастливое детство — это счастье совместного чтения и сопереживания. Вместе с мамой (или папой) малыш волнуется за трех розовых поросят, которым угрожает злой волк, вместе они радуются победе добра над злом.

Книги являются богатейшим источником эмоционального воспитания. Вспомните: разбивается снесенное курочкой золотое яйцо — несчастье! И вот уже утешение — ребенок улыбается: курочка снесет другое! Катится колобок и встречает волка — страх! И снова улыбка: ушел колобок!

Через книги-картинки, книги-сказки лежит путь ребенка очень высоко — к умным большим книгам-раздумьям, книгам- друзьям и даже — к живописи. Как часто дети рисуют героев своих любимых сказок, как восторженно встречают их на полотнах художников и через них, возможно, учатся смотреть картины.

Игра- это основная  деятельность ребенка

Игра и ребенок — совершенно неразделимые понятия. Играя, ребенок сделает самое неприятное для него. Вы играете с ним в космонавтов, сейчас маленький космонавт должен улететь на ракете. Скорей, скорей нужно съесть кашу, чтобы далеко лететь! И каша съедена… Попробуйте.

Дети — большие фантазеры, и фантазия их находит выход в игре. Важно поддержать их игру, подыграть. Мама оставила Юленьку одну. Торопится домой, открывает ключом дверь, входит. Ее встречает серьезная дочка: «Вы за кем? За доченькой? Подождите, у нас идут музыкальные занятия». И мама быстро соображает, что попала в «детский сад». Она тут же включается в игру: «Можно мне посмотреть, как занимается моя дочка?» Она идет в комнату. Юленька с куклами поет, танцует. Мама внимательно с серьезным выражением лица «присутствует на занятиях».

В играх детей отражаются их интересы, отношение к окружающему, ко всему, что привлекает внимание. Соучастие в детских играх много дает и детям и родителям. В процессе совместных игр у ребенка возникает чувство общности. И как много это дает для воспитания привязанности, отзывчивых, чутких сердечек, их глубокой благодарности и любви.

С ребенком на природу

Экскурсии и поездки в воскресные дни за город — лучший способ не только отдохнуть, но и провести время содержательно, всего себя отдать за весь день ребенку.

На природе столько возможностей для воспитания эстетических чувств, духовного обогащения ребенка. Любоваться цветами

на лугу, искать грибы, наблюдать, Как висит на хвойной иголке дождинка, как муравей тащит в муравейник «бревно», как толстый полосатый шмель собирает с цветков нектар,— эти и множество других прекрасных явлений природы доставляют детям огромную радость, освещающую счастьем все детство.

Пусть вас не пугает необходимость дневного сна: кусок мешковины с прошитыми на концах вставками для деревянных планок, крепкая веревка в рюкзаке — и готов гамак. А сколько радости привезете вы из такой поездки. Это и новые слова вашего ребенка, и его рассказы бабушке об увиденном и услышанном в лесу.

Совместные поездки за город принесут не только новые впечатления. Вместе с ребенком в лесу, на лугу можно собирать шишки, желуди, семена деревьев, цветы, из которых ненастными или зимними вечерами можно мастерить занятные игрушки и тем самым способствовать развитию воображения, фантазии, смекалки, умений.

Дети, предоставленные самим себе, не имеющие радостного и содержательного общения с родителями, развиваются хуже, у них, как правило, беднее чувства.

Исследованиями ученых доказано, что в условиях дружной семьи дети меньше болеют. Там, где есть внимание и забота, ребенок чувствует себя увереннее, смелее, быстрее развивается его любознательность, шире познание, он самостоятельнее. Интересны воспоминания людей, наблюдавших поведение детей во время бомбардировок в Ленинграде: в бомбоубежищах рядом с матерями дети, казалось, ничего не боялись — играли, спокойно вели себя. А когда оказывались без матерей (хотя и с воспитателями), у них появлялось чувство страха, они боялись. Это говорит о том, что детям особенно необходимо общение и связь с близкими людьми.

Детский утолок в семье

Очень большое значение для правильного воспитания ребенка имеет организация обстановки в семье. Но, к сожалению, обстановку в семье слишком часто взрослые организуют для себя. Соответственно, к ней должны приспосабливаться дети. А легко ли это? Надо приспособиться, чтобы влезть на стул, который так высок для ребенка. Кое-как взобравшись на него, он все равно не видит, что на столе. Подтянул скатерть — что-то упало и разбилось…

Нельзя играть с пластилином, чтобы не испортить паркет. Нельзя бегать, чтобы не споткнуться о ковер. Ребенок слышит беспокойное «не шуми, не пачкай, не сори…» Нельзя сделать ни одного шага, не опасаясь получить выговор, упрек или даже шлепок.

Или: ваш ребенок привел товарища. Принесли с собой веточки, камушки, в коробку из-под строительного материала насыпали песок и началось «строительство» улицы. Но, увы,  вошедшую мать это привело в ужас: «Что тут творится? Во что превратили комнату?!» Так вот часто грешат родители незнанием законов развития детей, особенно недооценивают значения игры, ее роли в развитии детей, их потребности в хорошем товарище.

Знать своего ребенка, знать только ему присущие, индивидуальные особенности — с этого начинается воспитание. Вот твердое убеждение всех педагогов и психологов.

Наблюдая ребенка вне общения, мы не узнаем его всесторонне. Только в игре с другими малыш раскрывается и дает возможность судить, каков он, так как в игре проявляются наиболее полно чувства и стремления детей.

Наблюдая за ребенком, можно видеть, как охотно он играет с одними детьми, а других просто избегает. Но родители, к сожалению, не всегда считаются с этим и если уж разрешают приводить товарища для игры, то только по своему выбору: «Он тихий, аккуратный». А какая игра поневоле?!

Не правы те родители, которые диктуют, с кем, где и как играть. Главное, чтобы было тихо и в комнате был порядок, удобный для взрослых. Как часто радостная вдохновенная игра детей обрывается возмущенным окриком: «Что вы тут наделали? Немедленно все приведите в порядок!» В таких условиях дети словно лилипуты в стране великанов.

В каждой семье должны быть условия для активной деятельности ребенка. Если нет детской комнаты, то нужно выделить хотя бы детский уголок, где был бы столик, стульчики, цветок на окне, ящик с полочками, на которых хранились бы книжки, картинки, карандаши и бумага для рисования, игрушки. У ребенка постарше там могут быть краски, клей для аппликации, настольно-печатные игры, игрушки, «строительный» материал, кубики — словом, все для игровой и трудовой деятельности.

Наличие своего уголка воспитывает у ребенка элементы самостоятельности. Он учится поддерживать там порядок, складывать все на свое место.. Мама (папа) при этом не забывают похвалить, сопоставить порядок в комнате и детском уголке. Ребенку доставляет удовольствие восприятие окружающей его чистоты, аккуратности.

Требование к ребенку

Ребенку не должно быть все дозволено. Учитывая желание ребенка, надо все же постепенно приучать его к установленным в семье порядкам. Не беда, если детское «дай» сталкивается с нашим «нет». От первых «нельзя», «не дам» зависит многое в дальнейшем. Именно начиная с раннего детства рекомендуется продумать основательно эти вопросы, пока их мало. Уже на втором году необходимо приучать малыша слушаться старших, выполнять определенные правила поведения, предъявляя требования к ребенку в эмоциональной, ласковой, но твердой форме.

С первых лет жизни ребенок обязан усвоить, что кроме слова «хочу» есть слово «надо», «нельзя», «можно». Систематически контролируемые, единодушно предъявленные к ребенку всеми членами семьи, они вырабатывают привычки культуры поведения. И приучать к этому нужно спокойно, ласково, настойчиво и убедительно.

Задачи воспитания, правила поведения меняются и усложняются с возрастом. Некоторые из них становятся привычкой и не требуют пристального внимания (например, мытье рук перед едой, аккуратное складывание одежды перед сном и другие культурно-гигиенические навыки).

Требования взрослых должны быть целесообразны, понятны ребенку и постоянны. Не рекомендуется надоедать ему постоянными объяснениями, напоминаниями, почему надо выполнять то или иное правило, лучше следить и упражнять его в правильных поступках.

Не следует злоупотреблять слишком частыми поощрениями за выполнение правил поведения, так как это ослабляет родительский авторитет. Кстати, силу своего авторитета иногда ослабляют сами родители, нарушая те правила, которые прививают детям. Малыши очень наблюдательны и всегда видят то, на что порой не обращают внимания взрослые. Они обязательно заметят, что папа, который требует мыть руки перед едой, сам забыл это сделать. Обратят внимание и на то, что мама сказала неправду, ответив по телефону, что папы нет дома, когда он был, и т. п.

Хороший пример родителей — лучший способ воспитания положительных качеств ребенка.

Помните, что именно в семье закладываются и начинают развиваться нравственные и эстетические качества ребенка. Любовь к людям, чувство дружбы, забота и уважение по отношению к старшим, помощь слабым и маленьким, доброта, правдивость, честность — все это зарождается в семье.

В семье получает ребенок и первые уроки гражданственности. В детском саду, в школе все это только закрепляется. От семьи в большей степени зависит, вырастет ли ваш ребенок гражданином, патриотом, Человеком.

Кто-то из философов сказал, что человек — это ряд его поступков. А дети подражают вашим словам и поступкам. Как говорит народная мудрость: «Посеешь поступок — пожнешь привычку. Посеешь привычку — пожнешь характер. Посеешь характер — пожнешь судьбу».

Результатом разумного использования всех средств воспитания на основе любви к ребенку, понимания его потребностей являются уважение, признательность и дисциплинированность в вашей семье. Дисциплина ведь есть результат правильного воспитания, без нарушения и принуждений.

Как наказания влияют на деятельность ребенка?

К сожалению, в некоторых семьях, чтобы воспитать в ребенке послушание и дисциплинированность, применяются физические наказания, принуждения. Но чего можно достигнуть насилием и дрессировкой? Вырастет ли под угрозой ремня человек, творящий добро? Может ли физическое наказание быть средством достижения какой-нибудь цели? Конечно, нет.

Проанализируем это на примере. Ребенок совершил проступок, за который был наказан физически. «Теперь он больше не будет это делать» — так считают родители. Но они ошибаются. Почему? Да потому, что наказан проступок, но не выяснена причина, побудившая его совершить. Ребенок делает вид, что уступил силе.

Он становится скрытным, а часто и лживым, равнодушным исполнителем чужой воли, безынициативным. Страх перед наказанием делает слабого трусливым, сильного — ожесточенным, озлобленным.

В раннем детстве у малыша первые желания есть, пить, спать. Он еще беспомощен, однако потребность в движении у него велика. Активные действия ему нужны не только для физического, но и умственного развития. Ребенок захватывает игрушку, бросает ее на пол, мать поднимает, он опять бросает и опять… Что-то разбилось… Шлепок, еще один. Вместо того чтобы переключить активность ребенка на что-то другое, его дисциплинируют шлепками.

Такая система воспитания подавляет активность, любознательность, интерес к окружающему, ребенок становится пассивным.

Малыш растет. Он уже бегает, у него есть товарищ по игре. Один из них сломал машину, и маме совершенно необходимо узнать, кто именно из них сломал. «Кто?» — требует она ответа у сына. А ему жалко Алешу, вдруг мама его отошлет, и сын молчит. Ему кажется, что он поступает хорошо, жалеет друга: ведь машина все равно сломана. Но мама смотрит на это иначе, и за молчание сын получает шлепки… Наказание за нежелание совершить плохой поступок. И нарастает непонимание, отчужденность между ребенком и мамой…

Важно, чтобы ребенок понял и внутренне согласился с тем, что ваше требование выполнить определенное правило поведения справедливо.

Если ребенок совершает проступок, перед тем как наказать, надо выяснить обстоятельства: почему он так поступил, как это произошло. Ведь чаще всего любознательность толкает ребенка на так называемое «преступление». Вот он сломал новую машину — а его интересовало: как к кузову прикрепили это колесо? Оторвал кукле голову: хотел заглянуть, что там внутри; вынул кукле глаз: можно ли его снова вставить?

И еще. Не совсем четко отработана у малыша координация движений рук, ног. Вот и роняет чашку, спотыкается на ровном месте и т. п.

Наказание за проступок влияет положительно только в том случае, если ребенок понял, за что наказан, и считает это наказание справедливым. Необходимо, чтобы наказание вытекало непосредственно из проступка, а также было согласовано взрослыми. Бывает, что отец наказал, лишил, например, ребенка какого-то удовольствия, а мама или бабушка пожалели и отменили  наказание. Плохо также, когда требования не постоянны: вчера можно было поздно смотреть телевизор или сидеть за столом со взрослыми, а сегодня нельзя.

Иногда родители требуют от ребенка того, чему не обучили. «Что ты ходишь с незашнурованными ботинками?» — а ребенок еще не умеет этого делать. «Почему у тебя никогда нет носового платка?» — а мама сама забывает класть его каждое утро в кармашек.

Нельзя наказывать или упрекать ребенка «вообще», за что- то абстрактное, обобщенное. Например: «Ты никогда не убираешь за собой игрушки!», «Ты не умеешь играть с детьми, и я тебя никогда больше не пущу к Игорю!» А на самом деле сынишка не всегда не убирает за собой игрушки, а только сегодня, когда мама сама торопилась с ним к подруге. И не всегда он не умеет играть с детьми; мама даже не выяснила, что в сегодняшней ссоре с товарищем виноват сам Игорь. И сынишка знает, что завтра мама забудет и, собираясь с папой в кино, оставит его у своей подруги играть с Игорем. И снова страдает авторитет родителей…

Бесконечные упреки перестают восприниматься. Куда более, целесообразны повторяющиеся, целенаправленные упражнения в положительных действиях: «Поиграли? Теперь машины поедут отдыхать в свои гаражи (строительный материал — в коробки, куклы — в кукольные уголки). Игрушки очень устали, пусть отдохнут. Как аккуратно в твоем уголке, какой порядок! Какой у меня аккуратный ребенок!»

При дружественной атмосфере в семье, взаимной любви и уважении между ее членами серьезным наказанием ребенку может быть просто огорчение мамы (или папы, бабушки). Это подчас действует гораздо сильнее, чем физическое наказание.

Как было сказано ранее, малыш нуждается в подвижности. Он бегает, шумит, но когда родители хотят отдохнуть, они, руководя его возбуждением и торможением, должны предложить, чем занять себя. «Мама очень устала,— говорите вы.— У нее заболит головка, если она не отдохнет. Сейчас мама полежит, а ты будешь беречь тишину. Следи, чтобы куклы громко не разговаривали, а машины не шумели. Пока я буду спать, ты напеки булок и лепешек, вдруг к нам гости придут*.

И предлагаете ребенку пластилин, кусок фанеры, на котором он будет лепить. Скатайте шарик побольше, разомните его в лепешку, слегка загните края — «блюдо». Скатайте небольшой овал, слегка приплюснутые шарики— «булки». Посоветуйте малышу напечь больше, чтобы всем хватило. Можете предложить поиграть с куклами в «гости», угостить их булками.

Так ребенок постепенно привыкает к тому, что в своих играх он должен учитывать интересы родителей. Но, повторяем, приучают к этому обязательно с учетом его интересов! В этом случае ваше требование становится его собственной потребностью.

Таким образом у малыша накапливается опыт нравственных поступков, воспитывается чувство долга и ответственности.

Еще одним важным, единодушным советом психологов в целях правильного воспитания являются последовательность и постепенность в руководстве развитием ребенка. Нельзя перескочить через ранние стадии к высшим формам. Это напоминание особенно своевременно родителям, которые стремятся ускорить взросление ребенка, т. е. хотят как бы перескочить через естественные ступеньки его развития: пораньше обучить грамоте, счету.

Конечно, желание родителей понятно и возникает оно в связи с тем, что более высокими стали требования школьной программы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: