Трудовые навыки детей: советы родителям по развитию

как приучить детей к труду

Трудовое воспитание дошкольника имеет большое значение для его всестороннего развития. Наряду с игрой постепенно все более значительное место в его жизни займет трудовая деятельность. Это очень ценный период для воспитания трудолюбия, уважения к человеку труда. Важно то, что именно в этом возрасте ребенок сам хочет трудиться, что-то делать. Практика подтверждает — нельзя упускать это время, как говорят, «звездный час». И если упустить его, то к трем-четырем годам обычно угасает желание трудиться. Например, к самообслуживанию — уже на третьем году.

Основным вашим принципом трудового воспитания ребенка уже с младшего возраста должен быть: не делать за ребенка то, что он может сам сделать, что ему нужно самому делать и, следовательно, что он должен сам сделать.

При этом начинает развиваться настойчивость, формируются навыки ребенка, обогащается речь. Детям постарше требуется самостоятельность, умственная и волевая активность. Младшим, конечно, еще очень нужна во всем ваша помощь. Проявляйте уважение к самостоятельности малыша, тактично предлагайте свою помощь: «Дай, я тебе помогу», а не «Дай, я тебя одену». Конечно, это потребует от вас терпения, выдержки, но все же… дайте ребенку, возможность делать то, что он может сделать сам. Самостоятельность и породит умение занять себя.

Оговоримся, что не всякое стремление к самостоятельности вы поддержите. Вы всегда увидите, когда она переходит в каприз, как это нередко бывает.

Ваше внимание, интерес и время, затраченное на трудовое воспитание ребенка, на воспитание трудолюбия и умения трудиться, ваше участие и помощь в совместном труде очень

сблизят его с вами — взрослыми, так же, как и ваше участие в его развлечениях и отдыхе. Путь это ведет к общности интересов в более поздний период жизни. Это создает условие для передачи традиций в семье от поколения к поколению.

Труд взрослых — живой пример для ребенка

Надо систематически вести малыша к осмысливанию жизненной необходимости трудовой деятельности, настойчиво воспитывать у него трудолюбие. От воспитания интереса к труду взрослых через посильное в нем участие вы формируете у него стремление «… браться за работу по собственному почину… трудиться на общую пользу». Для положительного отношения к труду важен пример взрослого.

Воспитание интереса и уважения к труду взрослых начинайте со знакомства детей с вашим домашним трудом. Формируйте у них потребность охотно и тщательно, как взрослые, выполнять трудовые обязанности по дому. Используйте для ознакомления с трудом взрослых прогулки, наблюдения в повседневной жизни, художественную литературу, беседы (на них уточняется, закрепляется, систематизируется наглядно воспринятое).

Знания и чувства, углубленные чтением художественной литературы, беседой, рассматриванием картин, находят отражение во всех видах деятельности малыша (в играх, в рисунках, в рассказах ребенка) и содействуют формированию трудовой направленности. Л. Н. Толстой писал, что важно донести до сознания ребенка то, что все, чем он пользуется, не падает готовым с неба, а есть произведение труда людей.

Интерес к труду взрослых возникает у детей рано, на втором году жизни. Он находит отражение в играх (лечит — врач, крутит колесо — шофер и т. д.). Стремясь принять участие в труде взрослых, в своих играх малыш репетирует свою будущую жизнь. Задача воспитания в том, чтобы сделать пример труда взрослых активно воздействующим.

Для ознакомления с трудом взрослых используют множество возможностей в повседневной жизни. Действенные приемы — наблюдения и целевые прогулки. А сопровождающие и поясняющие разговоры и беседы об увиденном содействуют возникновению первоначальных представлений о значении труда взрослых. Но знания без практической деятельности самих детей мало воздействуют на них.

Чтобы у ребенка формировалось трудолюбие, чтобы он осознавал общественный мотив труда, он должен трудиться сам, выполнять поручения взрослых, помогать им.

Вы обеспечиваете при этом не только формирование представлений о труде взрослых, любовь и уважение к людям труда, но способствуете накоплению трудовых  умений, навыков. Ибо удовлетворение от своих стараний дети получат лишь тогда, когда добьются каких-то результатов. При этом оценка вами трудовых усилий ребенка имеет первостепенное значение.

Круг сведений об окружающем, в том числе о труде, расширяется и уточняется с возрастом.

Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. «Большую роль в трудовом воспитании ребенка играют родители, старшие дети в семье. В семье ребенок получает первые навыки самообслуживания. Постарайтесь придать обучению отдельным приемам самообслуживания конкретный характер, объяснение обязательно сочетайте с показом. Предлагая ребенку повторить то или иное действие, упражняйте его. При этом важно, чтоб малыш упражнялся в навыках не только в процессе самообслуживания, но и закреплял их в творческих или обучающих играх (например, «наденем платьице и шапочку на себя, потом — на куклу»).

Ребенок четырех-семи лет уже умеет себя обслуживать, его нужно учить делать это хорошо. Пятилетний должен без напоминаний убрать постель, расстелить и застелить ее, поддерживать в порядке свой костюм, обувь, прическу.

Одним из мотивов, побуждающих малыша к развитию самостоятельности и вызывающих желание обслужить себя, должно явиться понимание им необходимости помогать взрослым.

Используйте любую возможность, чтобы незаметно напомнить ему об этом. Каждая привычка складывается в определенные годы жизни, и очень важно обеспечить ваше правильное воздействие именно тогда, когда происходит закладка новых способов действий. В противном случае возникают привычки дурные.

Чем лучше ребенок усваивает тот или иной навык самообслуживания, тем выше становится его самостоятельность. У младших мотив его действий сливается с целью — и напоминание, что, обслуживая себя, он помогает маме, поощрение доставляет ему удовлетворение, и он постепенно осознает: «Взрослым надо помогать».

Поручение  как средство развития трудовых навыков ребенка

Одной из форм организации трудовой деятельности ребенка является поручение. Со второго года жизни привлекайте малыша к выполнению различных поручений, упражняя его повседневно в трудолюбии.

Вы уже знаете, что интерес к труду взрослых возникает у детей на втором году жизни. Больше и чаще всего ребенок наблюдает за действиями мамы. Он охотно выполняет ее поручения, конечно несложные. Наблюдая, как вы моете посуду, стираете, гладите, поливаете цветы, у него появляется желание участвовать в вашем труде, участвовать совместно с вами и подражать вам.

После выполнения отдельных поручений: «Принеси ложечки — они лежат на маленьком столике», «Принеси хлеб» и т. п. — вы хвалите его, благодарите: «Молодец ты у меня — помогаешь, спасибо». В этом возрасте малыша можно уже приучать к самообслуживанию: учить снимать и надевать одежду в определенном порядке, расстегивать и застегивать спереди пуговицы, расшнуровывать ботинки, складывать одежду.

Обучение отдельным приемам самообслуживания носит конкретный характер — показ в сочетании со словесным пояснением. Вы предлагаете малышу повторить действие, упражняете его не только в процессе самообслуживания, но и закрепляете в обучающих играх: «Оденем, разденем куклу Олю» и др.

Вот список поручений для  дошкольников:

— Поливать цветы в комнате или во всей квартире;

— вытирать пыль на подоконниках;

— накрывать на стол перед обедом;

— свою книжную полку держать в порядке;

— кормить котенка, щенка;

— пришивать на своем платье оторвавшиеся пуговицы, иметь всегда в полном порядке приспособления для этого;

— если в семье есть огород или цветник, отвечать за определенный его участок как в плане посева, так и ухода за ним и сбора плодов;

— если в квартире есть телефон, первому подходить на звонок;

— помогать матери или сестре в определенных хозяйственных функциях.

Давайте малышу несложные поручения и адресуйте ему лично, в дальнейшем усложняйте их.

Ребенку пяти-семи лет уже нужно давать такие поручения, которые не всегда бывают ему интересны: в этом возрасте ребенок должен понимать слово «надо». Это постепенно воспитывает в нем одно из важнейших человеческих качеств — чувство долга. Однако следует при этом соблюдать важнейшее условие: ребенок только тогда  охотно и хорошо выполнит поручение, когда он осмыслит его значение.

Трудовые навыки ребенка  в быту

Руководя трудовой деятельностью ребенка, вы решаете очень важные задачи: учите ребенка осторожно обращаться с вещами, развиваете его речь. Все усилия его на достижение цели направляйте главным образом путем поощрения. «Хорошо моешь!» — ласково говорите вы сыну. Заметив, что он начал баловаться с водой, не обрывайте его, а лишь мягко заметьте: «Ты поиграл немножко, а теперь давай закончим работу. Куклы ждут, когда у них все будет чисто». Развивая у малыша устойчивое внимание, допускайте игровые моменты, так как в этом возрасте труд без игры невозможен. Четырехлетний ребенок уже отличает труд от игры.

Усложнение трудовых навыков. С трех-четырех лет усложняется деятельность ребенка по самообслуживанию: его следует научить пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой, самостоятельно мыть руки, лицо, не разбрызгивая воду, вытираться полотенцем, пользоваться носовым платком.

Помогите ему научиться самостоятельно одеваться и раздеваться с небольшой вашей помощью, аккуратно складывать и вешать одежду, при входе в здание вытирать ноги или переобуваться. Воспитывайте у него желание поддерживать порядок в комнате: накрывать стол, убирать игрушки, книжки на место.

Научите выполнять поручения взрослых: с вашей помощью кормить рыб в аквариуме, поливать цветы, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи. Трехлетнего малыша нужно знакомить с некоторыми видами труда взрослых, обращать его внимание на заботу взрослых о нем. Наблюдая труд родных в семье, слушая рассказы о труде, он должен усвоить, что все люди работают: строят дома, делают машины, продают хлеб, молоко в магазинах. Для эмоционального восприятия и более глубокого осмысливания прочитайте стихи, побуждающие его трудиться.

У четырех-пятилетнего ребенка воспитывайте большую по сравнению с предыдущим периодом жизни самостоятельность в самообслуживании: раздевание, одевание, застегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок. Научите его замечать непорядок в одежде, устранять его самостоятельно или с помощью взрослых; беречь одежду и обувь; складывать и вешать одежду на место.

Вначале под вашим наблюдением, а потом самостоятельно ребенок поддерживает порядок в квартире, принимает участие в ее уборке: протирает влажной тряпочкой мебель, крупные листья растений, моет игрушки. Он должен знать, где и в каком порядке хранятся игрушки, убирать их на место.

Если есть возможность поработать в цветнике перед домом, на огороде, нужно ее предоставить (сеять семена, поливать посевы, помогать в уборке, рыхлить землю, выпалывать сорняки).

Чтобы успешно провести прополку, ребенок должен уметь отличать культурное растение от сорняка, чтобы полить растения — уметь отличать сухую почву от влажной. Обучите его умению определить целесообразность полива растений: обратите внимание на внешний вид растения, нуждающегося в поливе (поникший стебель, увядающие листья), и путем сравнения установите его отличие от растения, которое своевременно поливают.

Научите его правильно пользоваться лопатой, совком, граблями, лейкой. Пусть он кормит домашних животных, помогает чистить аквариум, клетку для птиц. Приучайте его к ручному труду: изготовлению поделок из бумаги, картона, природных материалов.

Шести-семилетнего ребенка необходимо приучать выполнять трудовые поручения старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, убирать их на место после работы.

Воспитывайте у детей стремление:

  • настойчиво добиваться результатов в труде,
  • готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми,
  • не избегать неприятной работы
  • помогайте им правильно и доброжелательно оценивать работу (свою и своих товарищей),
  • поддерживайте уважение к трудовой деятельности окружающих людей,
  • интерес к вашей работе
  • умение ценить и беречь труд взрослых

Игры, связанные с трудовыми навыками

Многим детям нравится играть на кухне с кастрюлями, крышками. Они с восторгом гремят ими, вставляют одну в  другую. Старшие дети любят бывать вместе с мамой на кухне, «помогая» ей готовить обед. Девочкам нравится подметать пол.

Пусть ваш малыш будет с вами на кухне во время приготовления обеда, побеседуйте с ним. «Как ты думаешь, зачем на плите кастрюля? В кастрюле мы варим суп (показывает), в другой — компот (показывает). А что еще стоит на плите? (сковорода). А что делают на сковороде?» Ребенок мобилизует свой опыт и ответит: «Жарят котлеты, картошку» и т. д. Спросите, что нужно, чтобы приготовить суп? Продолжайте разговор в этом направлении, поговорите о назначении кухонной посуды, помогите ему усвоить название. Результаты наблюдений уточняются и закрепляются в игре.

Приготовим обед

Вы говорите малышу: «Сегодня поиграем с тобой в маму. Ты будешь мамой и приготовишь обед куклам. Давай вспомним, что нужно, чтобы приготовить обед. Выбери и принеси ту посуду, в которой можно сварить суп и поджарить котлеты».

Он продолжает игру самостоятельно. Можно далее усложнить. Такой игрой ребенок может быть занят целый вечер. Вы, занимаясь своими делами, лишь изредка можете подавать советы для поддержания у него интереса в игре.

Мама моет посуду

Обратите внимание ребенка на то, что после обеда на столе осталась грязная посуда. «Давай мы ее помоем. Ты поможешь мне? Сейчас мы наденем фартуки, чтобы не намочить и не испачкать платье. Попробуй, какая водичка? Да, она теплая. Посуду моют в теплой воде. А теперь я начну мыть посуду, а ты подавай мне ее и ставь чистую на стол. Подай сначала чашку, теперь блюдце, тарелку, ложку. Посмотри, какая стала посуда? Правильно, чистая».

Действия и связанные с ними словесные выражения закрепите с ребенком в игре «Научим куклу Нину мыть посуду».

Посадим лук

Вы пришли с малышом из овощного магазина и говорите ему: «Мы с тобой купили зеленый лук. В нем много витаминов, он делает вкусным салат. Давай попробуем дома вырастить зеленый лук. Ты посадишь луковицы в землю, и вырастут у лука зеленые перья».

Поставьте ящик с землей. Разделите его на клеточки и покажите, как надо сажать луковицу в клеточку.

После посадки предложите полить землю.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: