Надо ребенка знать, чтоб делать как можно меньше ошибок.
Я. Корчак
Чтобы правильно развивать ребенка в дошкольном возрасте, надо знать закономерности его развития в разные периоды жизни. Знать законы общего возрастного развития и особенности своего ребенка, так как каждый ребенок своеобразен.
Наука о детях дала нам знания о том, как они развиваются, что хорошо для их здоровья, ума, чувств, для развития всех их способностей, что плохо. От нас зависит, как они будут подготовлены к жизни.
«Воспитание должно осуществляться в соответствии с возрастными психофизическими особенностями детей и целями советского дошкольного воспитания. Ни одно из психофизических качеств: мышление, память, чувства, воображение, навыки, привычки — не могут быть воспитаны, сформированы сами по себе.
Мамы, папы, бабушки и дедушки должны помнить: все, что требуется для формирования полноценного физически и психически развитого ребенка, в их руках.
Врожденные свойства не определяют, каким будет человек. «…Мнение о том, что каждому якобы на роду написано быть ли ученым или сапожником, космонавтом или музыкантом… не имеет реальной основы»,— отмечает академик Н. П. Дубинин.
Начало жизни — новорожденный младенец
Сила его в способности расти. Пока — это единственная потребность. 3/4 времени занимает сон, 1/4—бодрствование. Каждый день мозг прибавляется на 1 грамм — ничего подобного в дальнейшей жизни нет!
Поскольку организм растет, необходимо обеспечивать этот процесс роста тщательным контролем за тем, чтобы был чистый воздух нормальной температуры, солнечный свет, правильный режим питания и т. д. Но вот появляется новая потребность — развиваться. Теперь уже нужна игрушка, ласковое лицо, спокойная речь.
В процессе роста и развития потребности усложняются и расширяются, появляются новые. Наиболее важной из них является необходимость активно действовать и общаться со взрослыми.
Развитие ребенка в возрасте 1-2 лет
Второй год жизни ребенка характеризуется тремя основными приобретениями:
- малыш начинает говорить,
- ходить,
- овладевает простыми способами действий с предметами.
- становится более самостоятельным, хотя требуется еще большая помощь взрослых.
- появляется потребность в речевом общении.
Сначала это подражание речи, потом эта способность подражать во втором полугодии совершенствуется, усложняется, начинает развиваться активная речь, которая становится основным средством общения с окружающими.
Взрослые к этому времени наиболее активно используют речь как средство воздействия на ребенка, учат его под воздействием речевых указаний выполнять простейшие правила поведения. Возникают зачатки наглядно-действенного мышления.
Наглядно-действенный характер мышления остается на протяжении всего раннего детства. Только непосредственно видя предмет или действуя с ним, ребенок может сравнивать окружающие его предметы между собой (по форме, цвету, величине), делать простейший анализ.
На втором году жизни совершенствуются основные движения, развивается умение бегать, взбираться на горки, лестницу, спускаться вниз. В этот период дети любят переносить предметы, выполнять с ними разные действия. У ребенка крепнут конечности: ноги, руки. Крепнут и нервные центры, управляющие мышцами.
Беспокойна эта пора для взрослых, и наступает время первых конфликтов: «Ни минуты не посидит! Сиди спокойно!» И тут же нередко наказание — шлепок, окрик. Это недопустимо.
Все, что в ребенке зреет и крепнет, может навсегда заглохнуть, если мы, взрослые, будем тормозить его активные движения. Двигательные органы выполняют важную задачу, которую жизнь ставит перед ребенком в начале длинного и сложного пути. Надо знакомиться с миром, надо познавать его, и малыш «добывает» эти знания «своими руками и ногами». Мышцами руководит мозг, по его приказу совершенствуются движения. Следовательно, подвижность нужна не только для физического развития, но и для развития ума.
С овладением элементарными видами движений у ребенка совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета). Развитие движений, наблюдение за предметами и действия с ними, элементарные обобщения с помощью слова содействуют развитию мыслительных процессов.
Активность ребенка имеет ориентировочно-исследовательский характер: он стремится побольше узнать обо всем, с чем встречается — «что это такое?». В результате такой активности он открывает для себя новые качества и устанавливает связи между ними. Это еще, конечно, не проявление познавательного интереса в широком понимании, а лишь ранняя форма его.
Ребенок второго года жизни эмоционально отзывчив на музыку, на художественное слово. Под влиянием взрослого он усваивает некоторые правила поведения, выполняет посильные поручения.
Для овладения речью и развития игровой деятельности малыша большое значение имеет способность к подражанию. Во второй половине второго года ребенок воспроизводит в игре не только те действия, которые ему показывали взрослые, но и то, что видит в ближайшем окружении близких ему людей.
Развитие ребенка в возрасте 3- 4 лет
На протяжении третьего года жизни происходит дальнейшее физическое и психическое развитие ребенка. Для этого периода наиболее характерным является развитие нервной системы и совершенствование двигательного аппарата. Движения становятся более координированными. Появляется активное желание обходиться без помощи взрослого: «я сам». Эта начальная форма проявления самостоятельности наиболее ярко выражается в бытовых процессах, в игре. Интенсивнее развивается наглядно-действенное мышление. Более разнообразной становится активность ребенка: появляются зачатки изобразительной деятельности (рисования, лепки) и конструирования.
К концу третьего года жизни появляются так называемые ролевые игры: ребенок берет на себя роль одного из близких ему людей. Это уже новая ступень в развитии.
Как уже было сказано, ребенок развивается в деятельности. Во всех ее видах происходит развитие психических процессов: восприятия, памяти (он уже заучивает стихи), мышления. Внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Под влиянием объяснений взрослого и на основании своего опыта трехлетний ребенок учится сравнивать предметы и явления, которые он наблюдает, устанавливать связи между ними. Увеличивается словарный запас. Ребенок способен уже воспринимать содержание небольших рассказов, выполнять требования взрослых.
Ребенок очень любит общество сверстников и детей постарше. Общение всегда радует его, стимулирует движения, речь. Позже ребенок включается в игры с детьми.
Со второй половины второго года ребенок очень радуется своим успехам. Чувства свои переживает сильно, порой бурно. Это естественно, но нужно мягко переключать внимание малыша, отвлекать, регулируя его нервные процессы.
Дети очень чутко реагируют на привязанность, сочувствие, радость, похвалу, всяческое поощрение, огорчаются от неудачи.
Если в конце второго и начале третьего года жизни ребенка интересует сам процесс действия, то позже его действия становятся волевыми. Он стремится достичь результата в поставленной цели.
Подражание взрослым и воспроизведение их движений создают основу для воспитания навыков. Ребенок становится более самостоятельным. И вот тут-то самое время менять требования к ребенку в порядке усложнения. Это будет способствовать дальнейшему развитию самостоятельности. Ребенок усваивает, что должен сам одеваться, раздеваться, складывать на место одежду, убирать игрушки и т. п.
К концу третьего года ребенок начинает действовать разнообразнее, увереннее и смелее. Он более инициативен в игре, активен в выдумке, шалостях. И очень важно, чтобы родители понимали, что шалости и выдумка для трехлетнего ребенка являются потребностью. Идет его психическое, эмоциональное, умственное развитие. Он выдумывает — помогите его фантазии, направляя ее. Он шалит — проследите, чтобы это было безобидно для него и других, но не гасите активность своего малыша.
Ребенок пытлив. Неисчерпаемы возможности его познания. Развивающийся человеческий мозг жаждет пищи. Ему так много надо узнать! Если обратиться к художественной литературе, психологическим и педагогическим исследованиям, то можно проследить, что и писатели, и педагоги, и психологи в разной форме, но с одинаковым пониманием души ребенка видят его путешественником в незнакомой стране.
Какими же способностями должен обладать ребенок, чтобы все постичь, узнать, да еще нередко преодолевая при этом сопротивление взрослого! Вот почему он задает нам свои «сто тысяч» вопросов, заглядывает нам в глаза, ожидая ответа! А папа, к сожалению, иногда отмахивается: сын мешает разговору с другом, не дает дочитать статью и вообще — пусть идет играть со своими машинками!
И те взрослые, которые отмахиваются от «докучных» вопросов, совершают непоправимо жестокое дело: они задерживают его умственный рост, тормозят его духовное развитие. Родители, которые отмахиваются от ребяческих «почему» и «зачем», убивают в самом зародыше драгоценнейшее качество детской души — ненасытную пытливость, любознательность».
Наряду с двигательной активностью большое значение имеет активность эмоциональная. Ребенок воспринимает мир эмоциями. Они в большой степени являются двигателем, побудителем поведения малыша. Именно эмоциональная насыщенность восприятий вызывает заинтересованность, порождает пытливость, любознательность. Внимание взрослого к вопросам, правдивые, доступные пониманию ответы продвигают развитие ребенка. Его можно побуждать подумать над своим вопросом, спросив: «А как ты сам думаешь?»
Эмоции ребенка быстро меняются (особенно у младших детей). Они неустойчивы: смех, радость сменяются плачем, дружба — недружелюбием. Нежелательные, отрицательные эмоции трудно подавить доводами, убеждениями. Их можно побороть только другими эмоциями, отвлечениями. Любое движение помогает снять эмоциональное напряжение.
Развитие ребенка в дошкольном возрасте
Ребенок после четырех лет уже слушает содержание. У него развиваются интеллектуальные начала. Он включается в действие: волнуется за судьбу героев, сопереживает, воспринимает содержание эмоционально, искренне хочет помочь героям, подсказывает, как избежать опасности. Чувства его глубоки, устойчивы, сильнее знаний.
«Именно дети — князья чувств, поэты и мыслители. В области чувств превосходят нас силой — не отработано торможение. В области интеллекта по меньшей мере равны нам — недостает лишь опыта,» — вот как оценил детское восприятие Я. Корчак.
Психологи выделили три основных психологических типа ребенка.
Для них характерны следующие черты:
— непосредственность, импульсивность поведения, неумение управлять им. На всех ступенях раннего и дошкольного детства малыш действует под влиянием сиюминутных чувств и желаний;
— повышенная эмоциональность. Чувства бурно вспыхивают и быстро гаснут. Искренность, отзывчивость, вживание в образ;
— образное восприятие мира. Образы наглядны, конкретны, ярки. Воспринимаемое он легко усваивает, если оно наглядно.
Говоря о психическом развитии ребенка, нельзя не остановиться на капризах детей.
Чрезмерно ласковые отношения ухаживающих за ребенком лиц, отсутствие твердости, воздержанности в обращении с ребенком, эмоциональная возбудимость выливаются в немотивированные требования — капризы. Капризные дети чаще всего в тех семьях, где к ним предъявляются разные требования. Ребенок тонко улавливает, у кого он может найти защиту, если он не хочет выполнить требования. Поэтому рекомендуется, чтобы в семье воспитанием ребенка руководил тот, кто более тверд в своих решениях и более авторитетен.
Позже, когда ваш ребенок, капризы которого вы сегодня выполняете (уверовав, что тем самым вы делаете своему ребенку добро), вырастет,— это станет его бедой. Он будет нежелателен в коллективе, у него не будет друзей. Такое ли будущее вы мыслите ребенку?
Советы родителям как бороться с капризами
Удовлетворять их невозможно. Борьба путем уговоров или наказаний — тоже не дает результатов. Рекомендуют: следить за установленным в семье правилом — чтобы ребенок не извлекал пользы из своих капризов — никакой выгоды для него. В противном случае капризы станут привычкой. Для осуществления этого правила от взрослых требуется спокойное, благожелательное, выдержанное единство в поведении.
Не следует противопоставлять упрямству капризного ребенка даже внешне равнодушное упорство своей воли. Важно, чтоб ребенок понял, что ваше требование — это проявление заботы о нем, а не: «Я сказала — выполняй».
Чрезмерная заласканность также не дает положительных результатов, как и уступки, уговоры, всеобщее внимание. Важно не поддерживать возбужденного состояния ребенка. ‘Не видя для себя пользы от каприза, ребенок сам по себе успокаивается.
Чтобы избавиться от капризов, надо направлять усилия ребенка к посильным ему достижениям. С этой целью хорошо приучить малыша самостоятельно есть, раздеваться, одеваться, выполнять доступные и интересные для него поручения.
Капризными, как и нервными, дети не рождаются. Они становятся ими. И причина детских капризов — часто в поведении взрослых. Если в семье здоровая атмосфера, если по отношению к ребенку требования едины и посильны, если соблюдается мера в ласке и нежности, никто никогда не увидит капризов вашего ребенка.
Следует отметить еще одну важную особенность ребенка (особенно трех-четырех лет) — он внушаем. Внушаемость и отмеченная склонность к подражанию создают благоприятные условия для воспитательных воздействий. Нет творчества без подражания и невозможно воспитание без внушения.
Отсюда вывод о том огромном значении личности родителей, характера их руководства того, какие примеры они подают для подражания и что внушают.
Советы по развитию внимания ребенка в дошкольном возрасте
На втором и третьем году жизни внимание хрупкое, неуравновешенное, кратковременное. Ребенок еще не умеет сосредоточиваться. Наиболее активно его внимание в играх, действиях с предметом.
В дошкольном возрасте внимание делается более устойчивым, волевым. Расширяется его объем. Ребенок способен уже одновременно воспринимать несколько объектов. Для развития внимания хорошо применять прием сравнения (что похоже и что различно между собой и т. п.).
Насколько устойчиво внимание, зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его нервной системы, темперамента. В пять-семь лет дети могут произвольно направлять свое внимание по требованию взрослого. В этом возрасте развивается способность произвольно запоминать. Ребенок лучше запоминает то, что ему интересно.
Если в двухлетнем возрасте при восприятии образов и предметов ребенок запоминает слова, то в дошкольном, особенно в старшем дошкольном возрасте содержанием памяти являются мысли.
В дошкольные годы продолжается дальнейшее развитие ребенка, формирование его личности. Движения становятся более координированными, организованными и целенаправленными — волевыми. Увеличивается подвижность. Развиваются тонкие движения кисти руки и пальцев. Ярче проявляются элементы творчества (рисование, лепка, игра со строительным материалом и др.), его уже интересует результат.
После четырех-пяти лет ребенок может (и должен!) составлять рассказ по картине: развивается речь, логическое мышление. В играх и рисунках проявляется творческая инициатива, фантазия.
С четырех-пятилетнего возраста возникает новый вид активности умственной деятельности. Сталкиваясь с новым предметом, ребенок уже хочет узнать его назначение, способ использования. Развиваются сенсорные способности (зрительные, слуховые). Восприятия становятся более целенаправленными. Количество вопросов резко возрастает — он уже становится «почемучкой», и внимание к его вопросам, как уже говорилось, формирует такие ценные черты, как пытливость, наблюдательность.
Проявление познавательных интересов показывает, что в них проявляется единство умственного и эмоционального отношения к предметам, явлениям.
Активность ребенка в общении так же, как и познавательная активность, приобретает управляемый, произвольный характер. Родители (воспитатели) с помощью правил формируют поведение ребенка. Если ребенок двух-трех лет подчиняется установленным правилам «надо», «нельзя», выполняя их в конкретных условиях, то дети пяти-семилетнего возраста правила уже превращают в нормы поведения.
Подражание взрослым происходит, естественно, на более высоком уровне, чем у малышей: оно имеет целенаправленный, произвольный характер.
Если трехлетние ребята неосознанно тянутся к сверстникам, то после четырех лет потребность в общении со своими ровесниками становится осознанной.
Дети в возрасте трех лет проявляют трогательную заботу о маме, папе, бабушке. И если взрослыми эти первые проявления сердечности поддерживаются и закрепляются, то к шестисеми годам осознанно формируются чуткость, чувство долга, ответственность за свои действия, радость за общий успех. Дети этого возраста ждут оценки своих действий родителями (воспитателями). Эта оценка во многом обусловливает чувства ребенка.
Если желание получить то, что хочется, что понравилось, является для двух-трехлетнего ребенка единственным мотивом его действий, то в более старшем дошкольном возрасте, когда правил становится намного больше, ребенок уже подумает и решит, можно или нельзя сделать то, что его интересует в данный момент, или надо проявить волю и подчинить мотив другому мотиву, больше соответствующему установленному правилу. Каждый ребенок своеобразен. Поэтому необходим индивидуальный подход.
Своеобразие ребенка обусловлено свойственными лишь ему типологическими особенностями нервной системы. Правильное воспитание учитывает особенности нервной системы и, опираясь на них, находит правильный подход к данному ребенку — индивидуальный.
Особенности нервной системы ребенка в дошкольном возрасте
Индивидуальные особенности нервной системы обнаруживаются при внимательном наблюдении за поведением ребенка. Они сказываются на общей подвижности, быстроте движений, темпе речи, на том, как реагирует малыш на требования старших. Именно особенностями нервной системы объясняются и сила эмоций ребенка, и то, как он переходит от сна к бодрствованию, как входит в общение с товарищами (надолго ли), какие игры предпочитает, устойчив ли в играх (часто ли меняет игрушки, играющих, темы игры) и т. д.
Чем младше ребенок, тем ярче проявляются его индивидуальные особенности. В зависимости от типа нервной деятельности одни черты характера легче сформировать, другие — труднее. Требования взрослого для одного могут быть посильными, а для другого при том же подходе — непосильными. А непосильные требования, как уже говорилось, вызывают упрямство, ведут к конфликту. Определив тип нервной деятельности вашего ребенка, стройте свои взаимоотношения с ним. При этом старайтесь использовать все положительное данного типа нервной системы.
К концу первого года жизни нервная система детского организма в общих чертах схожа с нервной системой взрослого, но сильно отличается от нее по структуре. Эмоции руководят всем поведением ребенка. На различных этапах его развития изменяется их устойчивость, глубина, направленность. Чувства и настроения быстро вспыхивают и быстро гаснут. Одна из основных задач взрослых, и в первую очередь родителей,— научиться управлять эмоциями и энергией ребенка.
Для того чтобы укреплялась его нервная система, окружающая обстановка должна быть спокойной, а отношение взрослых к нему — доброжелательным.
Знание общих положений воспитания и того факта, что каждый ребенок обладает своей неповторимой индивидуальностью,— эти знания, ваша любовь к ребенку и терпеливость помогут вам воспитать любящего вас, благодарного, всесторонне развитого человека и гражданина.