Иностранный язык для детей: когда начать обучение

Необходимость овладения ребенком хотя бы одним из иностранных языков прекрасно осознают большинство современных родителей. Без знания языков невозможно полноценное существование в современном мире, начиная от  свободного ощущения себя во время путешествий по миру и кончая, в перспективе, получением престижной работы. Не менее актуален для многих современных семей и вопрос двуязычия, ведь в настоящее время очень много смешанных браков, когда один из родителей иностранец либо когда семья переселяется жить заграницу. Однако у специалистов — педагогов-дошкольников, логопедов — пока нет единого мнения по поводу того, в каком возрасте все-таки стоит начинать обучение иностранному языку. Как лучше поступить, когда повсюду призывают обучать малышей иностранным языкам? Стоит ли нанимать няню-иностранку?

Как выбрать подходящего педагога, который будет учить ребенка иностранному языку? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в этой статье.

У специалистов однозначного мнения по поводу раннего изучения иностранного языка нет. Одни говорят об этом с энтузиазмом, например, педагоги, преподающие иностранный язык. Конечно, и любой современный человек признает актуальность овладения одним или несколькими иностранными языками. Однако есть и другая сторона вопроса, о которой говорят логопеды: если начинать изучение иностранного языка рано, это может негативно сказаться на становлении родной речи.

Прежде чем начинать занятия иностранным языком с ребенком-дошкольником, надо четко определиться: зачем вы это делаете? Ведь часто здесь имеют место родительские амбиции, а не реальная польза для ребенка, учет его интересов и желаний. Возможно, стоит последовать проверенной мудрости пословицы «Всему свое время».

Могу дать такой совет: в дошкольном возрасте стоит познакомить ребенка  с иностранным языком в ненавязчивой игровой форме, а организовать более серьезное изучение можно после того, как сформирована система родного языка, а также когда становятся возможными серьезные занятия — в старшем дошкольном возрасте или уже в школе.

По каким признакам можно сделать вывод о том, что система родного языка у ребенка сформирована?

Вот несколько показателей:

  • чистое звукопроизношение,
  • развитая связная речь,
  • ребенок умеет читать.

Надо учитывать, что для кого-то подобная речевая зрелость наступает уже в 5 лет, а у кого-то и в 7–8 лет этот процесс еще не завершен.

Если вы помните, в советское время изучение иностранного языка в наших школах не случайно начиналось с 4-го класса, то есть с 10 лет.

Особенное внимание следует уделять в дошкольном возрасте общему развитию ребенка. Ведь невозможно научить ребенка иностранным языкам, если интеллектуальный багаж его беден, мышление не развито, если ребенок не имеет достаточной практики речевого общения. Если же ребенок всесторонне развит, ему гораздо легче будет даваться и изучение иностранного языка.

Не волнуйтесь, при желании и правильно организованном обучении ребенок успеет с успехом выучить иностранный язык, и, возможно, не один.

Иностранный язык для детей с проблемами речи

Дорогие родители, пожалуйста, обратите особое внимание: если у ребенка есть логопедические проблемы (а таких детей сейчас, к сожалению, очень много), то раннее изучение иностранного языка может негативно сказаться на процессе усвоения родного языка — ребенок запутается в двух языковых системах. Можно говорить о том, что детям с логопедическими проблемами изучение иностранного языка в дошкольном возрасте противопоказано.

В дополнение к сказанному привожу слова педагога Надежды Григорьевны Ляпенковой, так как поддерживаю ее мнение по этому вопросу: «К сожалению, так бывает: мы сами совершаем ошибки, которых вполне можно было бы избежать, а затем все силы кладем на то, чтобы их исправить. Зачем же заранее программировать ошибочные действия? За ваши ошибки, за ваши амбиции будет расплачиваться ребенок.

Иностранный язык далеко не всем нужен в дошкольном возрасте. Мне кажется, что это не совсем то, что обязательно нужно вашему малышу. Более того, я утверждаю, что это очень часто ложный путь.

Может быть, ваш ребенок и будет говорить по-английски, но то, что при этом существует опасность для родного языка, — несомненно. Необходимо очень взвешенно подойти к этому вопросу. Каждый родитель должен знать, что, пока речь ребенка не сформировалась или уже существуют проблемы в данной области, не следует их усугублять, внедряясь в чужую языковую систему. Почему? Любой язык имеет свои ярко выраженные звуковые (фонематические) особенности.

Ставя в раннем возрасте английское произношение, мы совершаем ошибку, которая ведет к закреплению неверной постановки звуков родной речи. А это в дальнейшем ведет к трудностям при обучении чтению и письму. Уделите больше времени формированию и развитию всех навыков родной речи». Тем более что русский язык сложнее столь популярного английского.

 Методики изучения  иностранного языка в дошкольном возрасте

Действительно, прежде чем отдавать ребенка на занятия иностранным языком, неплохо бы представлять, что конкретно подразумевается под «обучением иностранному языку» в столь нежном возрасте. Что это — знакомство с языком в ходе игры или более серьезное изучение? Какая методика изучения иностранного языка и пособия (книги, рабочие тетради) используются?

Надо четко понимать, что заучивание отдельных слов, разучивание коротких стишков или песенок на иностранном языке (а именно это обычно предлагается в центрах развития для дошкольников) — это скорее игра, чем настоящее обучение. Можно утверждать, что в дошкольном возрасте обучение иностранному языку происходит скорее спонтанно, чем осознанно, — ребенок запоминает и усваивает только то, что ему интересно, что его по-настоящему смогло увлечь.

Поэтому на занятиях с детьми до 7 лет надо использовать игровые методики, а общая атмосфера на занятии должна быть веселой, непринужденной и обязательно положительной. Мы скорее формируем у ребенка интерес и положительное отношение к чужому языку, чем серьезно его изучаем. Ведь малыш пока еще не созрел психически для изучения иностранного языка как системы.

Более серьезное изучение языка (грамматика, фонетика и т.д.) становится доступным только в старшем возрасте.

Как правильно выбрать преподавателя иностранного языка для ребенка?

Если вы тщательно обдумали вопрос изучения ребенком иностранного языка и считаете, что ваш малыш к этому готов, подойдите к вопросу со всей серьезностью. В младшем возрасте обучать языку можно только через разговорную речь, поэтому необходимо, чтобы на занятиях происходило языковое погружение (во время занятия разговариваем только на иностранном языке).

Во время занятий иностранным языком должно происходить усвоение не только отдельных слов, но обязательно словосочетаний и фраз. Еще очень важный момент — это правильная постановка произношения и усвоение грамматического строя речи. Чтобы все эти условия были соблюдены, нужно вдумчиво и со всей ответственностью выбрать педагога иностранного языка.

Оптимальный вариант — это контакт с носителем языка, то есть с человеком, для которого этот язык является родным. Но все мы понимаем, что такая идеальная ситуация достижима лишь в единичных случаях. В любом случае у педагога, который занимается с ребенком, должны быть богатая языковая практика и правильное произношение, то есть он должен свободно говорить на иностранном языке.

Будьте внимательны: если занятия начинаются с обучения английскому алфавиту и письменных заданий, очень может быть, что занятия ведет специалист, который более силен в переводах текстов.

Знать язык — это еще не значит уметь учить других. Поэтому стоит искать именно педагога, и именно такого, который имеет опыт занятий с детьми дошкольного возраста. Попросите разрешения присутствовать на первых занятиях, чтобы увидеть, в какой форме они проходят: на занятиях с маленькими детьми не должно быть теории и письменных заданий, только постоянная речевая практика в виде игр, диалогов, рассказов, инсценировок. Поинтересуйтесь, есть ли у педагога специальное образование (а не просто спецшкола).

Как можно соблюсти баланс при изучении русского и английского языков?

Позволю себе ответить словами педагога Надежды Григорьевны Ляпенковой. Вот что она пишет по этому поводу: «В газетах и журналах можно увидеть множество объявлений с предложениями обучения английскому французскому,немецкому и т.д.) языку для детей 2–6 лет индивидуально и в группе, на дому и в дошкольных образовательных центрах, по традиционным и новейшим методикам.

Спрос настолько велик, что даже те, кто худо-бедно закончил всего лишь английскую спецшколу, без труда находят себе работу и занимаются с детьми. При этом нет объявлений с предложениями заниматься с детьми развитием родной речи, русским языком. Потому что нет спроса… Видимо, считается, что уж своим-то родным языком каждый ребенок и так владеет с рождения. Приходится с горечью констатировать: в настоящее время родной язык в нашей стране не выдерживает конкуренции с языками иностранными.

Мы, конечно, живем в стране Пушкина, Толстого и Достоевского, но это совсем не означает, что с детства ребенок автоматически проникнется духом родной культуры. Точно так же, как крылатая фраза о том, что «наш народ — самый читающий народ в мире», — это всего лишь красивая убаюкивающая легенда. Учителя школ с тревогой в один голос говорят о все возрастающей неграмотности детей, их неумении четко формулировать свои мысли, о нежелании читать». Выводы из этих слов вы можете сделать сами.

Выучить язык можно в любом возрасте, было бы желание, настойчивость и правильный настрой.

Понятно, что, когда большинство вокруг нас поступает определенным образом, нужно иметь стойкость оставаться в меньшинстве и действовать по собственному разумению. Но на то мы и люди — у нас всегда есть право выбора.

И ваш выбор должен быть во благо вашему ребенку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: